Люди любили украшения уже в древнейшие времена, возможно, еще до того, как стали носить одежду. Как свидетельствуют находки археологов, еще в каменном веке в качестве украшений использовались подвески из морских раковин, зубов и костей животных, отшлифованных камней. Тогда же появились первые бусы, которые обычно изготавливали из плодов растений.
Позже, с развитием цивилизации, украшения стали сложнее и изысканнее. В Древнем Египте получили распространение ожерелья из драгоценных камней и металлов, вырезанные из камня амулеты в форме сердца или глаза, а также священного жука-скарабея, кольца. Все это служило не только для декора, но и для обозначения социального статуса. Кроме того, украшения играли роль оберегов, а кольца уже тогда использовались для простановки печатей и при заключении браков. Древние египтяне весьма ценили свои украшения и брали их с собой в загробный мир. Гробницы того времени донесли до нас их ювелирные достижения.
В древнем мире ювелирное дело процветало не только в Египте, но и в других странах, например, в Шумере. Известны тонко сработанные золотые и серебряные украшения, короны из лазурита с золотыми вставками, ожерелья из драгоценных камней, созданные шумерскими ювелирами. В Китае с древности особой популярностью пользовался нефрит, наделявшийся магическими свойствами.
В Древней Греции украшения носили, главным образом, женщины. Таким образом они подчеркивали свою красоту, а также богатство и высокое положение в обществе. Древние греки знали искусство инкрустации, из материалов они отдавали предпочтение золоту, аметистам, изумрудам и жемчугу. Этими материалами они украшали не только себя, но и статуи богов.
В Древнем Риме широко распространенным украшением была брошь-застежка для одежды. Также римлянки носили кольца, серьги и ожерелья. Древнеримские ювелиры изготавливали свои шедевры из золота, бронзы, агатов, аметистов, жемчуга. Более дешевые украшения делались из стеклянных бусин, которые, после искусной обработки, по красоте порой не уступали драгоценным камням. Многие материалы завозились в Рим из далеких краев — жемчуг доставляли с побережья Балтийского моря, сапфиры и изумруды привозили на кораблях из Индии.
В эпоху средневековья ювелирное искусство отчасти утратило свой блеск. Однако многие традиции античности сохранялись и в эту эпоху. Кельты и германцы создали свои традиции в создании украшений — например, ирландцы использовали кольца верности, так называемые кладда, в виде двух соединенных рук. В Древней Руси женщины носили массивные колты — подвески, крепившиеся к краям головного убора, а также кольца и различные виды ожерелий, например, монисто с подвесками из монет, и гайтан — плетеную цепочку из бисера или нитей.
Периодом особого расцвета ювелирного дела стала эпоха барокко. Она началась в Италии в шестнадцатом столетии и продолжалась до середины восемнадцатого, охватив всю Европу. Драгоценности в стиле барокко отличались особой помпезностью, обилием вычурных деталей, подчеркнутой декоративностью. В моде были крупные броши со множеством драгоценных камней, золотые кольца с рубинами и изумрудами. Драгоценными камнями было принято обильно украшать одежду, причем делали это не только женщины, но и мужчины. Так, например, польский король Август Сильный прославился своим пристрастием к драгоценностям. Все его аксессуары были украшены золотом и драгоценными камнями, шпаги щедро инкрустированы. Королю Августу принадлежал знаменитый бриллиант «Дрезденский», за который монарх заплатил четыре тонны золота.
В восемнадцатом веке во Франции возник стиль рококо, отличающийся изысканностью и тонкостью линий. Стиль рококо ярко воплотился в ювелирном искусстве. К тому же времени относится и распространение огранки алмазов. Возник новый вид украшений — брильянтовые колье.
Постепенно ювелирное дело становится все более распространенным. В девятнадцатом веке украшения становятся доступными не только для дворянства, но и для значительной части городских жителей. В это время возникают всемирно известные ювелирные бренды — Картье во Франции, Bulgari в Италии, Tiffany & Co в Америке, Фаберже в России. Украшения окончательно становятся прерогативой женщин. Вместе с ювелирным искусством развивается и искусство бижутерии — создания недорогих украшений из дешевых материалов, доступных людям среднего достатка. Среди камней самым популярным становится брильянт. Основными поставщиками драгоценных камней стали британские колонии — Индия и Южная Африка.
Стиль модерн, сложившийся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, обогатил ювелирное искусство новыми находками. Тогда же мода перестала быть привилегией высших классов. В двадцатом веке появляются новые материалы и технологии, что привело к возникновению самых разнообразных дизайнерских направлений. А современность обогатила ювелирную промышленность компьютерными технологиями, которые позволяют создавать невообразимые раньше стили и модели. Бижутерия становится все более качественной и обретает все большую популярность.